Основными концептуальными и нормативно-правовыми базами непрерывного экологического образования и просвещения детей в республике являются:
Закон «Об экологическом образовании и просвещении» (2005 г.), Стратегия развития экологического образования и просвещения в РС (Я) (2008 г.).
Образовательные учреждения республики решают следующие основные задачи:
- формирование ключевых компетенций, определяющих качество экологического образования детей до школы, в школе, вне школы;
- воспитание экологической культуры личности через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
Дополнительное экологическое образование и воспитание детей республики происходит через внедрение внешкольного практического цикла экологического образования и воспитания школьников, совершенствование педагогических технологий и повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечение необходимых условий по созданию непрерывности экологического воспитания путем интеграции дополнительного и основного общего образования.
Структурная система экологического воспитания (образования) включает:
экологические центры при образовательных учреждениях;
6 станций юных натуралистов (эколого-биологических центров);
экологические и туристско-краеведческие объединения при образовательных учреждениях (кружки, факультативы, элективные курсы);
экологические тематические научно-исследовательские экспедиции;
летние экологические образовательные лагеря;
56 агропрофилированных школ республики (168 объединений с охватом 5880 детей).
![]() |
![]() |
Ключевыми направлениями развития системы экологического воспитания и образования детей в республике Министерством образования РС(Я) определены:
1. Системообразующая деятельность по интеграции общего и дополнительного образования детей по совершенствованию экологического воспитания и образования детей:
- создание тематических экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ республики;
– методическое кураторство и практическое участие в проведении экспериментов;
- проведение тематических мероприятий среди школьников, учителей, педагогов дополнительного образования по сельскохозяйственному опытничеству, растениеводству, цветоводству, овощеводству, ландшафтному дизайну;
– проведение авторских семинаров по экологическому образованию по заявкам образовательных учреждений республики;
- проведение единой экологической олимпиады «Природолюбие».
2. Целенаправленная деятельность по совершенствованию подготовленности участников к всероссийским олимпиадам, смотрам и конкурсам:
– открытие школы подготовки олимпиадников при РЦЭТАО (2012 г.);
– подготовка финалистов всероссийских тематических конкурсов водных проектов старшеклассников;
– подготовка финалистов всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»;
– подготовка участников всероссийского и международного экологического форума «Зеленая планета».
3. Внедрение в деятельность образовательных учреждений механизмов международного сотрудничества:
- участие в международном молодежном проекте «Позаботься о бизоне»;
– участие в работе экологического форума, проводимого в рамках международной неправительственной организации губернаторов северных регионов «Северный Форум»;
– участие в международном конкурсе «Макаренковские чтения»;
– участие в международном форуме «Образование. Туризм. Интеграция» (Казахстан) по вопросам консолидации в сфере туристско-краеведческой и экологической деятельности среди детей и юношества стран СНГ;
– участие в V Невском международном экологическом конгрессе по вопросам совершенствования экологического образования (г. Санкт-Петербург).
По итогам 2012-2013 учебного года достигнуты следующие положительные показатели:
- подготовлены:
- 7 лауреатов Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета- 2013»;
- 1 лауреат Международного детского экологического форума «Зеленая планета -2013»;
- 1 призер всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост».
Деятельность Центра по экологическому образованию и воспитанию детей осуществляется по следующим направлениям:
-качественное внедрение внешкольного практического цикла экологического образования и воспитания учащихся;
-развитие системы непрерывного экологического образования и воспитания;
-внедрение инновационных педагогических технологий в области экологического образования в деятельности СЮН, ЭЦ и других образовательных учреждениий;
-обмен опытом работы и установление творческих контактов между организациями и ведомствами, НИИ, учреждениями образования;
-координация учебно-исследовательской деятельности учащихся;
-организация участия школьников в республиканских, в общероссийских и международных конкурсах по эколого-биологической направленности.
В целях реализации основных направлений работы Центром ежегодно проводятся традиционные массовые мероприятия школьников:
-Учебно-тренировочные сборы по экологии и биологии
-Республиканский слет юных экологов
-Республиканская конференция юных экологов
-Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»
-Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»
-Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников
-Международный детский экологический форум «Зеленая планета»
-Экологические акции «Сохраним зеленую елочку», «Помощь зимующим птицам», «Посади свое дерево».
Для успешного выполнения поставленных целей школой реализуются следующие задачи:
-Организация в республике региональной системы очно- заочного дополнительного образования школьников, углубленно изучающих экологию, направленной на развитие их знаний и умений через самостоятельную исследовательскую и природоохранительную работу.
-Распространение среди экологов и их объединений современных подходов и методов исследовательской и природоохранной работы.
-Обучение учащихся РОЗЭШ методологии исследовательской, экологической и прикладной природоохранительной деятельности как формы их профессиональной подготовки.
-Поиск и выявление одаренных детей и работы с ними с целью обеспечения их дальнейшего образования и профессиональной подготовки.